Новости

Демографическая ситуация в РФ в 1988 – 2007гг. и роль национального проекта «Здоровье» в её оптимизации

Радикальные социально-экономические преобразования огромного государства, развитие рыночных отношений в большинстве отраслей промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы без научно обоснованного и продуманного государственного регулирования процессов приватизации, ценообразования, трудовых отношений привели к тому, что уже в 90 – е годы ХХ века в России существенно ухудшились важнейшие демографические показатели. Демографическая ситуация, сложившаяся в стране в постсоветский период характеризовалась сокращением численности населения, ростом смертности населения и снижением рождаемости.

Несмотря на некоторое улучшение некоторых демографических показателей в последние годы, численность населения Российской Федерации уменьшается. За два десятилетия численность населения России уменьшилась на 3,3%: со 147,1млн. чел. в 1988г. до 142,2млн. чел. в 2007г. – табл.1. По сравнению с 1993г. численность населения страны уменьшилась на 6,4млн. чел. Эта убыль населения сопоставима с суммарной численностью населения, проживавшего к концу 2007г. в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Важно отметить, что основной причиной уменьшения численности населения России является отрицательный естественный прирост, обусловленный ростом смертности и снижением рождаемости.

Таблица 1.

Динамика численности населения в Российской Федерации в 1988 - 2007гг.

Таблица 1

Уменьшение численности населения сохраняется практически во всех федеральных округах Российской Федерации, за исключением Южного федерального округа, в котором численность населения в 2007г. по сравнению с 1990г. увеличилась на 8,7% - табл. 2.. Максимальный темп убыли населения отмечается в Дальневосточном федеральном округе – 19,6%.

Снижение численности населения в стратегически важном округе на 1/5 за весьма незначительный период времени требует особого внимания. Тем более что в некоторых субъектах данного округа уменьшение численности населения оказалось весьма существенным. Так, численность населения Магаданской области уменьшилась с 385тыс. чел. в 1990г. до 166 тыс. чел. в 2007г., т.е. в 2, 3 раза, а численность населения Чукотского автономного округа уменьшилась в 3,2 раза – со 158тыс. чел. в 1990г. до 50тыс. чел. в 2007г.

Как уже отмечалось, численность населения увеличилась только в одном федеральном округе – Южном. Причем, в некоторых субъектах Южного федерального округа население увеличилось значительно. Так, численность населения Ингушетии увеличилась в 2,6 раза: со 192тыс. чел. в 1990г. до 499тыс. чел. в 2007г.

Таблица 2.

Динамика численности населения в разных федеральных округах Российской Федерации в 1990 – 2007гг. (на конец года)

Таблица 2

Традиционно значительный вклад в изменение численности населения вносят показатели естественного движения (рождаемость, смертность, естественный прирост). Сопоставление указанных показателей в Российской Федерации в 1988г. и в 2007г. свидетельствует о том, что за этот период времени, к сожалению, смертность населения увеличилась почти в полтора раза (с 10,7‰ до 14, 6‰), а рождаемость почти в полтора раза уменьшилась (с 16,0‰  до 11,3‰). Причем, самый низкий уровень рождаемости имел место в 1996 - 2000гг., а самый высокий уровень смертности в 2002 – 2005гг. Увеличение рождаемости и снижение смертности населения в последние годы требует особого внимания. Значительная часть мигрантов, не имеющих регистрации в России, не учитывается при определении населения. В то же время при расчете рождаемости учитываются и дети нелегальных мигрантов. В результате создается более оптимистичная динамика показателя рождаемости. Из-за отсутствия точных сведений о численности мигрантов для определения истинного уровня рождаемости в стране целесообразно рассчитывать два показателя рождаемости: с учетом всех родившихся на территории России и без учета родившихся в стране детей нелегальных мигрантов.

Таблица 3.

Динамика показателей естественного движения населения в Российской Федерации в 1988 – 2007гг.

Таблица 3

Несмотря на оптимизацию показателей рождаемости и смертности в России, достичь положительной динамики естественного прироста населения пока не удалось. И если до 1991г. естественный прирост населения был положительным за счет того, что рождаемость превышала смертность, то в последующие годы отмечается естественная убыль населения.

Следует отметить, что максимальный уровень смертности населения в 2007г. имел место в Центральном федеральном округе – 16,1‰. В этом же округе в 2007г. был и самый низкий уровень рождаемости – 9,7‰  – табл.4.

Наиболее положительная динамика наблюдается в изменении младенческой смертности, уровень которой снизился в 2007г. по сравнению с 1988г. в два раза (с 18,9‰ до 9,6‰). Причем, наиболее высокий уровень младенческой смертности в 2007г. был в округах с самой высокой рождаемостью.

Таблица 4.

Показатели естественного движения населения в федеральных округах Российской Федерации в 2007гг. (‰)

Таблица 4

Существенное влияние на динамику показателей рождаемости и смертности оказывает половой и возрастной состав населения. К сожалению, сравнительный анализ возрастного состава населения России и различных федеральных округов, входящих в ее состав, не позволяет прогнозировать существенный рост рождаемости в ближайшие годы. По сравнению с 1990г. в 2007г. доля детей в Российской Федерации сократилась с 24,3% до 15,8%, т.е. в 1,5 раза. Аналогичная ситуация наблюдается во всех федеральных округах – табл. 5.

Таблица 5.

Возрастной состав населения в Российской Федерации и в разных федеральных округах в 1990г. и в 2007г.

Таблица 5

Одним из важнейших демографических показателей, в наибольшей степени характеризующих качество жизни населения страны является средняя продолжительность предстоящей жизни. В большинстве развитых стран уровень данного показателя для всего населения превышает 70 лет. В России, несмотря не некоторый рост данного показателя, его уровень значительно ниже - табл. 6.

Таблица 6.

Средняя продолжительность предстоящей жизни в Российской Федерации и в разных федеральных округах в 2007г. (в годах)

Таблица 6

Неблагоприятная демографическая ситуация, сложившаяся в большинстве регионов страны, стала одной из причин разработки Национального проекта «Здоровье». Реализация национального проекта «Здоровье», начавшаяся в 2006г., включала следующие основные направления:

  • Развитие первичной медицинской помощи.
  • Развитие профилактического направления медицинской помощи (иммунизации, диспансеризации, обследование новорожденных, пропаганда здорового образа жизни).
  • Повышение доступности высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи.
  • Оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов через систему родовых сертификатов.
  • Увеличение пособий по материнству и детству: по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет и пособий женщинам при постановке на учет в ранние сроки беременности.

В 2008 – 2009гг. к важнейшим направлениям Национального проекта «Здоровье» были добавлены:
1. Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
2. Совершенствование организации медицинской помощи при острых отравлениях (в т.ч. создание сети информационно-консультативных токсикологических центров).
3. Обновление диагностического и лечебного оборудования во всех стационарных учреждениях родовспоможения, строительство современных перинатальных центров.
4.Совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями с созданием центров малоинвазивной сердечно-сосудистой хирургии на базе учреждений здравоохранения в каждом субъекте РФ.
5.Оснащение федеральных медицинских учреждений ультрасовременным медицинским оборудованием.
6. Совершенствование медицинской помощи женщинам в период беременности, во время родов и в послеродовом периоде.
7. Проведение «пилотных» проектов для повышения эффективности управления ресурсами здравоохранения в некоторых субъектах РФ с созданием преимущественно одноканальной системы  финансирования здравоохранения и внедрением элементов частичного фондодержания на амбулаторно-поликлиническом этапе оказания медицинской помощи.
Таким образом, важнейшие направления Национального проекта «Здоровье» направлены на:

  • повышение рождаемости за счет увеличения пособий, внедрения родовых сертификатов, повышения качества медицинской помощи женщинам в период беременности, в родах и в послеродовом периоде;
  • снижение смертности населения за счет усиления профилактической направленности здравоохранения, повышения качества первичной медицинской помощи и доступности высокотехнологической помощи, особенно при заболеваниях системы кровообращения, являющихся ведущей причиной смерти;
  • эффективное использование ресурсов здравоохранения, в том числе и для реализации мероприятий Национального проекта.

Наметившаяся в последние два года тенденция к улучшению демографических показателей позволяет надеяться, что реализация Национального проекта «Здоровье» будет способствовать оптимизации демографической ситуации в стране, являющуюейся залогом успешного социально-экономического развития государства.

Ломаков Сергей Юрьевич

СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова