Новости

Некоторые нерешенные вопросы оказания специализированной медицинской помощи населению в современном Законодательстве РФ

Е.М. Кутырев, С.Ю. Ломаков
ГБОУ ВПО «Первый Санкт-Петербургский медицинский университет им. акад. И.П. Павлова»

В начале XXI века наблюдается тенденция к росту распространенности заболеваний сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, а так же системы пищеварения (Телюков А., 1995; Шляхто Е.В., Шевченко И.А., 2004). В большинстве случаев такие патологии носят хронический характер и требуют от медицинской службы соответствующей квалификации кадров и высокотехнологичного дорогостоящего современного оборудования. Таким образом, с каждым годом возрастает значимость специализированной медицинской помощи в структуре мероприятий по укреплению здоровья населения (Вялкова Г.М., 2006; Власов В.В., 1999; Бокерия Л.A. и др., 2006; Шифрин М.А., 2006; Шишкин С.В., 2001; Экстер А. с соавт., 2004; Эльянов М.М., 41 2004; 2006; Atherly A. et al., 2006; Conrad D. et all., 1996; Davenport D.L et all., 2005; Dobesh P.P. et all., 2004; M. Drummond, A. McGuire, 2001; Hutton J., Maynard A.A., 2000; Karlsson G, Johannesson M., 1996; Lynn J. et all., 2000; McCollam Patrick; Etemad Lida, 2005; Pietzsch J.B . , Pat'e-Cornell M.E., 2008).

К сожалению, вышедший в свет новый закон об охране здоровья граждан не уделяет должного внимания данным изменениям. И, по мнению некоторых авторов, требует значительной доработки (Боярский С.Г., Кременков А.Р., 2010; Александрова О.А., Лебединец О.Н., Рамнёнок Т.В., 2011; Шелепов А.М., Тыц В.В., Апчел В.Я., 2014).

В первую очередь необходимо понимать, что такое специализированная медицинская помощь, и какое место она занимает в структуре мероприятий по здравоохранению. Европейское сообщество определяет медицинскую помощь, как врачебные, сестринские или иные, связанные с ними услуги, оказываемые производителями медицинских услуг и лечебно-профилактическими учреждениями.

Трактовка медицинской помощи посредством медицинской услуги впервые появляется в законодательной истории здравоохранения России в 2011 году. Согласно современному законодательству РФ, медицинская помощь – комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Следует отметить, что данное определение вызывает определенные разногласия в научных кругах. Это связано с понятием «медицинская услуга» в определении медицинской помощи. Ряд исследователей обращают внимание на то, что термин «услуга» относится к гражданско-правового регулированию, что подразумевает под собой взаимодействие между пациентом и врачом на основе договора, а так же возмездность и с юридической точки зрения не возможность осуществления медицинских манипуляций без волеизъявления гражданина.

В ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь классифицируется по видам, условиям и форме оказания. К видам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь.

Эти виды помощи оказываются в условиях: вне медицинской организации; амбулаторно, в том числе на дому при вызове медицинского работника; в дневном стационаре; стационарно. Существует несколько форм оказания медицинской помощи: экстренная; неотложная; плановая.

Согласно приказу Минздравсоцразвития России «Об организации оказания специализированной медицинской помощи», специализированная медицинская помощь
оказывается врачами-специалистами в учреждениях здравоохранения при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий. Некоторые авторы, в зависимости от условий оказания, делят специализированную медицинскую помощь на несколько уровней: первичный (амбулаторно-поликлинические организации и отделения в больницах), вторичный (стационары общего профиля) и третичный (специализированный стационары). В 2011 году Министерство здравоохранения дополнило понятие и определило специализированную медицинскую помощь, как оказываемую врачами-специалистами в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, включающую в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию, может быть оказана в государственной, муниципальной и частной системах здравоохранения. Из чего следует, что специализированная медицинская помощь не может быть оказана, если в учреждении здравоохранения отсутствует дневной или круглосуточный стационар. Данный аспект вызывает некоторые сложности, особенно в амбулаторно-поликлиническом звене.

При некоторых заболеваниях требуется консультация врача-специалиста без необходимости стационарного лечения, даже в условиях дневного стационара. Более того, довольно часто, пациенты получают необходимую им специализированную медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения, не имеющих даже дневного стационара. В этих случаях в законодательстве предписано относить такую помощь в разряд первичной медико-санитарной специализированной медицинской помощи.

Понятие «первичная специализированная медико-санитарная помощь» введено в истории законотворчества Российской Федерации впервые. Таким образом, если взять обратную ситуацию, то в амбулаторно-поликлиническом учреждении (отделении) может быть оказана как первичная медико-санитарная специализированная помощь, так и специализированная медицинская помощь. Это, по мнению некоторых авторов (О.Ю. Александрова, О.Н. Лебединец, А.Р. Кременков, Т.В. Рамнёнок, 2011), вызывает значительные затруднения, связанные с тем, что для обоих видов помощи, может быть осуществлен одинаковый набор обследований с привлечением врачей-специалистов одинакового уровня. При этом финансирование специализированной медицинской помощи и первичной специализированной медицинской происходит из совершенно разных источников. В первом случае — это бюджет субъекта РФ, а во втором — муниципальный.

Таким образом, остается нерешенным вопрос, к какому виду помощи отнести тот или иной случай медицинского обслуживания, и соответственно из какого источника финансирования будут покрываться расходы медицинской организации, что в последствии, скорее всего, приведет к определенного рода проблемам в обеспечении медицинской деятельности учреждения.